суббота, 7 февраля 2015 г.

Питание в велопоходе и до него, как это было ! )

Вот мне задали очень интересный вопрос, который я люблю вдоль и поперек! =) Я не профессионал с многолетним опытом, но с удовольствием напишу свой скромный опыт по этому чрезвычайно важному вопросу! Вопрос касается питания, питья во время моего велопутешествия! Да и вообще по жизни )) 

Я не буду расписывать важность того, как питание влияет на нашу жизнь. Вы и сами можете это додумать ;) Перейдем сразу к делу. Где-то год назад я серьезно задумался над этим вопросом и начал чистить свой рацион от ненужной пищи.  Дальше пошла подготовка к марафону, спортзал, большие физические нагрузки, и я еще больше вник в этот вопрос, а затем и само путешествие. Так получилось, что мое питание до и во время путешествия сильно изменилось, даже непредвиденно.

 
Типичный суп Фо Бо в Лаосе ;)


Итак, когда мы живем в городе, у нас есть печка, кастрюлька и другие кухонные игрушки, и мы имеем возможность готовить себе каждый день сами, а значит настроить свой дневной рацион можно до мелочей! И это стоит сделать, в первую очередь ваше правильное питание отразится на вашей голове, легче думать, легче спать, отдыхать и улыбаться, приятным бонусом будет улучшение физической формы ;) Так как я никогда не страдал от переизбытка веса, а мне наоборот надо было его набирать, то я пытался есть много. Но при этом я всегда контролировал соотношение жиров, углеводов и белка. А так же их качество. Качество ваших калорий намного важнее их количества. Итак, мои простые правила в питании до путешествия ;)

1) Первым делом я исключил всю очевидную пластмассовую еду, вторым шагом было почти полностью отказаться от сладкого, мучного и сахара. Эти вещи очень калорийны, но ничуть не полезны, содержат в основном простые быстрые углеводы, происходит быстрый всплеск энергии, а через час вся энергия кончается! Что вредно отражается на организме, настроении и.т.д.

2) Углеводов должно быть много в вашем рационе, главное, что бы углеводы были сложными. В первую очередь это каши: овсянка, гречка и рис, макароны из твердых сортов пшеницы. Впрочем, в нашей стране, почти все макароны из твердых сортов, поэтому при правильной готовке, от макарон потолстеть нельзя. Не зря итальянцы говорят «Pasta non fa ingrassare», что означает “от макарон не толстеют”. Главная опасность макарон – их часто готовят с жирными соусами, или обжаривают в масле. Конечно, я очень люблю каши, ведь в них помимо медленных углеводов, содержится и белок (пусть и растительный), и другие полезные вещества. Медленные или сложные углеводы (это Крахмалы, Клетчатка, Гликоген), это углеводы которые дают вам энергию на протяжении длительного времени. Они легко растворяются в воде и моментально попадают в кровь, а так же от приема крахмала у вас не будет “вздутие живота” =) Именно поэтмоу рисом так сложно наестся!

3) Белки нам тоже очень нужны, это наш строительный материал. Я люблю курицу и тунец и творог =) Ну и конечно добрую яичницу или омлет ) Жиры для меня не так страшны, но все же стоит ограничить себя от вредных жиров (насыщенных, например холестерина). Однако есть и такие жиры как Омега-3, которые нам необходимы, находятся они в орехах, рыбе, оливковом масле. Поэтому исключать полностью из рациона жиры нельзя! Тут важнее подобрать под свой вес и цели, свой дневной рацион, и следовать ему, например для меня он был типа такого: 140г белка, 250г углеводов, 35г жиров (2г белка на 1 кг веса, 3-4г углеводов на 1кг тела, 0,5г жиров на 1 кг тела ). Питаться я любил в первую половину дня, часто у меня было два завтрака, ну и плюс питание сразу после тренировки.

В путешествии много чего поменялось, а ограничение бюджета во второй части путешествия еще сильнее отразилось на качестве еды. В дороге не знаешь, какая еда тебя ждет в следующем кафе, поэтому часто приходилось есть то, что дают. А точнее все подряд, так очень быстро стало очевидно, что я трачу огромное количество калорий ( только на велике за день я сжигал около 3 000 калорий или больше, не считая другого времени… ) и их нужно было откуда то добывать.

1) Поэтому в ход пошли все сладкое, все калорийное, пряники, если удавалось, ел фрукты. Из основного питания, это были два приема пищи, обычно, когда удастся. Частенько приходилось первые час-два катить на пустой желудок. В основном питании я всегда брал как можно больше гарнира, той же каши, риса или макарон. В Китае часто риса можно было брать добавку сколько хочешь, и поэтому я часто объедал хозяина кафе, брав 2-3 дополнительные чашки риса :) В Азии я часто покупал бананы или апельсины, а так же у нас были витамины с собой, с суточной нормой! Это очень полезная вещь.

2) Конечно, чем больше вы пьете обычной воды, тем лучше! Обезвоживание организма от нормы всего в 1-2% уже существенно снижет вашу работоспособность. Большая ошибка делать акцент на всякие сладкие колы, чаи и кофе. Эти вещи намного хуже воспринимаются организмом, как вода. Скажем один стакан чая равен всего половине стану воды. Кола это еще хуже, так как содержит газ и прочие ненужные вещи. У меня не было четкого плана когда пить воду, я всегда слушал организм. Если шел в гору то мог пить и через каждые 20 минут, а если катил по равнине, то мог не пить и два часа…  Так же лучше пить чаще, но меньше. С едой то же самое, в городе… В путешествии все по другому. Дело в том, что на велосипеде, еда усваивается очень и очень трудно, поэтому часто есть не приходится. Лучше загрузиться длинными углеводами утром на весь день!

3) Как похудеть во время велопутешествия? )) Любой человек который проедет большую дистанцию на байке – обречен на похудение! Так как за час езды в хорошем темпе, вы будете тратить 500-600калорий. Вот и считайте ;)

4) Интересное наблюдение, я заметил, как организм подстраивается под ситуацию, и в конце моего пути я мог намного меньше есть, чем в начале. Существенно уменьшаются энергозатраты за километр езды! Тоже самое я заметил в жарком климате с потреблением водой. Как только попал в жаркий Лаос, то пил без остановки :) А уже через дней десять пути по жженной солнцем земли, я стал пить примерно раз в час, в зависимости от ландшафта! =))

5) Перед путешествием была идея взять спортпит, да вообще употреблять его в период подготовки. От этой идеи отказался, хоть и против хорошего спортпита ничего не имею, а наоборот считаю – это отличное дополнение к натуральной еде. Но есть одно “но”, не факт что в дороге, в другой стране вы сможете найти такое же хорошее спортивное питание, а с отсутствием знания языка вам в Китае могут насыпать любой похожий песок за те же деньги ;) К тому же это добавочный вес в вашем багаже, 1-2 кг существенно… лучше запастись витаминами, а белок и углеводы добывать из натуральной пищи. Если вы уверены, что сможете пополнять свой запас спортпита в дороге (например путешествуя по Европе), то это хорошая идея, и имеет ряд преимуществ. Если у кого был опыт брать с собой волшебные порошки в долгое путешествие – поделитесь опытом ;)

6) Ну и подводя итоги скажу, что главное слушать свой организм, он лучше вас знает, что ему надо и когда! =) А в Азии с едой хорошо, не даром среди местного населения нет очень толстых людей, а в основном, местные подтянуты, в отличной физической форме! Что всегда радует глаз! Вот тут, в Паттайи на пляже, сильно виден контраст, между приезжими европейцами и местными, среди европейцев, к сожалению, много полных и неприлично полных людей! Не все конечно, но много! ))

7) Так же замечу, что моя “дорожная” диета, не является правильной, это была больше вынужденная борьба, за подержание необходимых веществ в организме. Однако безусловно у бега и частых занятий на велосипеде есть огромные плюсы, такие как очистка организма! Тут я спокоен, думаю я чист от и до ! :)



В статье я поделился своим опытом, и я преследовал свои цели, такие как: пробежать марафон и подготовка к большому веломарофону. Если у вас другие цели, то и рацион будет немного иной. Но многие правила общие, и подходят для всех. В области питания много споров, даже супер профессионалы часто придерживаются противоположных мнений, я с вами поделился своим личным опытом. Задача настроить питание – не простая, и не стоит изменить себя в один день, но отказываясь постепенно от ненужного, и добавляя понемногу полезных привычек можно прийти к намеченной цели, и наслаждаться результатами! И если у вас есть вопросы, или что добавить из своего опыта, буду очень рад услышать в комментариях! Ведь я намерен всю жизнь, меняться, обмениваться опытом, добавляя в свою жизнь новые знания, и главное –  внедрять полезные привычки =))) Спасибо вам, тренируемся, готовим кушать с удовольствием, вкусно и полезно;) 


Комментариев нет:

Отправить комментарий